Факультет журналистики УрГУ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Факультет журналистики УрГУ » Как тебе учится? » Заруба - Чернышев


Заруба - Чернышев

Сообщений 1 страница 22 из 22

1

я сюда выложу, если че - скопируете куда нать...
Чернышов М. Р.

ПРОГРАММА КУРСА “ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVII-XVIII ВЕКОВ”
факультет журналистики, 2005/2006

XVII век
Барокко
Общая характеристика стиля барокко. Основные разновидности, важнейшие представители. Поэзия барокко. “Поэмы Уединения” (1612-1613) Луиса де Гонгора (Испания) (1561-1627). Стихотворения Джона Донна (Англия) (1572-1631) “Экстаз”*, “Прощание, запрещающее печаль”*). Религиозно-этическая проблематика поэмы Джона Милтона (1608-1674) (Англия) “Потерянный рай”* (1663).
Испанская религиозно-философская драма. Педро Кальдерон (1600-1681) “Жизнь есть сон”* (1635).
Проблематика и поэтика испанского плутовского романа. Роман Франсиско Кеведо (1580-1645) “История жизни пройдохи по имени Дон Паблос”* (1626).
Французский классицизм
Эстетика классицизма. Трагедия Пьера Корнеля (1606-1684) “Сид”* (1636), причина и суть его конфликта с Французской Академией. Проблематика трагедии Корнеля “Гораций”* (1640).
Своеобразие классицизма Жана Расина (1639-1699) в трагедии “Андромаха”* (1667). Психологизм Расина в трагедии “Федра”* (1677). Роль надчеловеческого начала в конфликте.
Биография и общая характеристика творчества Жана Батиста Мольера (1622-1673). Основные принципы “высокой комедии”. Проблематика и поэтика комедий Мольера “Тартюф”* (1664-1669), “Дон Жуан”* (1665), “Мизантроп”* (1666), “Мещанин во дворянстве”* (1670). Фарсовая эстетика в комедии Мольера “Плутни Скапена”* (1671).
Эстетика Никола Буало (1636-1711) в трактате в стихах “Поэтическое искусство” (1674).
Творчество французских моралистов XVII века. “Максимы” (1665-1678) Франсуа де Ларошфуко (1613-1680), “Мысли” (1658-1662) Блеза Паскаля (1623-1662), “Характеры” (1688-1696) Жана де Лабрюйера (1645-1696).

XVIII ВЕК
Французское Просвещение
Понятие о Просвещении. Франция как центр европейского просветительского движения. Философские и общественно-политические взгляды французских просветителей.
Образы героя и героини в романе Антуана Прево (1697-1763) “История кавалера де Грие и Манон Леско”* (1731).
Личность и творчество Франсуа Вольтера (1694-1778). Ирои-комическая поэма “Орлеанская девственница”. “Философские повести” “Кандид”* (1759) и “Простодушный”* (1767).
Общественная и творческая деятельность Дени Дидро (1713-1784). Роман “Монахиня”* (1760) как произведение просветительского реализма.
Место Жан-Жака Руссо (1712-1778) во французском Просвещении, его философские, эстетические и педагогические идеи. “Исповедь” (1765-1770) Руссо как психологический документ и литературный жанр.
Драматургическое новаторство Пьера де Бомарше (1732-1799) в комедии “Женитьба Фигаро”* (1784).
Английское Просвещение
Проблематика и поэтика романа Даниэля Дефо (1660-1731) “Робинзон Крузо”* (1719).
Особенности творческой личности Джонатана Свифта (1667-1745). Сатира Свифта в “Путешествиях Гулливера”* (1726).
Поэтика “комической эпопеи” Генри Филдинга (1707-1754) “История Тома Джонса, найденыша”* (1749).
Специфика творческой манеры Лоренса Стерна (1713-1768) в романе “Сентиментальное путешествие”* (1768).
Немецкое Просвещение
Эстетические идеи Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781). Драма Лессинга “Эмилия Галотти”* (1772): особенности сюжета и конфликта.
Движение “Бури и натиска” в немецкой литературе. Понятие о сентиментализме. Раннее творчество Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), роман “Страдания юного Вертера”* (1774). Нравственно-философская проблематика трагедии Гете “Фауст”* (1806-1832).
Творчество Фридриха Шиллера (1759-1805). Штюрмерская поэтика драмы “Разбойники”* (1781). “Коварство и любовь”* (1784) как “мещанская трагедия”.

Названия программных произведений выделены курсивом. Подчеркнутые обязательны для прочтения полностью, остальные - по хрестоматии или пересказам. Точные даты запоминать не обязательно.
Звездочкой* отмечены произведения, тексты которых в электронном виде имеются в компьютере кафедры зарубежной литературы (каб. 302)
Кроме отд. изд. Донна и Гонгоры, см. антологии: “Европейская поэзия XVII века” М., 1977 (серия БВЛ); “Колесо Фортуны” М., 1989; “Английская лирика первой половины XVII века” М., 1989; “Поэзия испанского Возрождения” М., 1990. “Поэму Уединений” Гонгоры см. в журнале “Литературное обозрение”, 1998 №3.
Кроме отд. изд. Кеведо, см. сборники: “Плутовской роман”; “Хромой бес” М., 1994.
Кроме отдельных изданий Корнеля и Расина, см. сборник “Театр французского классицизма” М., 1970.

ПРОГРАММА КУРСА “ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА                                                                                                                                     (РОМАНТИЗМ)”
Чернышов М.Р.
факультет журналистики
весна 2007

Романтизм как культурно-историческое движение. Философские источники, исторические пред-посылки, особенности эстетики.

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ
Эстетика иенских романтиков. “Фрагменты” Ф.Шлегеля и Новалиса. Понятие "романтической иронии".
Многообразие жанров в творчестве Л.Тика. “Белокурый Экберт” как раннеромантическая новелла.
Проблематика романа Новалиса “Генрих фон Офтердинген”*. Символы и аллегории в романе.
Особенности второго этапа немецкого романтизма. Гейдельбергский кружок. Творчество К.Брентано (“Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль”).
Проблема сильной личности в творчестве Г. фон Клейста. Драма “Пентесилея”. Повесть “Миха-эль Кольхаас”*.
Творчество Э.Т.А. Гофмана. Тема музыки в ранних новеллах “Кавалер Глюк”* и “Дон Жуан”*. Ре-альное и фантастическое в новеллах “Золотой горшок”*, “Песочный человек”*, “Крошка Цахес, по прозванию Циннобер”*. Тема творческой личности в романе “Житейские воззрения кота Мурра”. Ирония Гофмана.

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ
Своеобразие английского романтизма.
Эстетика “Озерной школы” в предисловии к “Лирическим балладам”. Творчество У.Вордсворта (ли-рика: “Терн”, “Последний из стада”, “Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернско-го аббатства…”, “Люси”, “Нарциссы”, “Нас семеро”).
Своеобразие творческой манеры С.Т.Колриджа в поэме “Сказание о Старом Мореходе”*.
Лирический цикл У.Блейка “Песни Невинности и Познания”* (читать полностью): тема детства, образы природы, система смысловых оппозиций.
Дж.Г.Байрон: личность и судьба. Основные этапы лирического творчества Байрона (“Прощание с Ньюстедским аббатством”, “Ода авторам билля против разрушителей станков”, “Ода Наполеону Бонапар-ту”,“Прости!”, “Стансы к Августе”, “Тьма”, “Прометей”, “Любовь и смерть”, “В день, когда мне исполни-лось 36 лет”)*. Характеристика цикла “Еврейские мелодии”*. Образ молодого человека и обрисовка действительности в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”*. Тип героя и характер конфликта в поэмах “восточного цикла”: “Гяур”*, “Корсар”*. Жанровая специфика поэмы “Дон Жуан”*. Образ главного героя. Особенности драматургии Байрона (“Каин”*).
Основные темы лирики П.Б.Шелли (“Изменчивость”, “Ода западному ветру”, “Индийская серена-да”, “Облако”, “Жаворонок”, “Строки”)*. Нравственный пафос трагедии “Ченчи”.
Творческая индивидуальность Джона Китса. Тема Прекрасного в лирике  (“По случаю чтения Го-мера в переводе Чапмена”, “Кузнечик и сверчок”, “К морю”, “К Спенсеру”, “Два сонета о славе”, “La belle dame sans merci”, “Ода соловью”, “Ода греческой вазе”)*.
Романтическая антиутопия в романе Мэри Шелли “Франкенштейн, или Современный  Проме-тей”*.
Историзм в романах В.Скотта (“Роб Рой”*, “Пуритане”, “Айвенго”).

ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ
Ранний французский романтизм. Творчество Ф. де Шатобриана (повести “Рене”*, “Атала”).
Психологическая проза французского романтизма (роман Б.Констана “Адольф”).
Творчество Виктора Гюго. Романтическая эстетика Гюго в “Предисловии к драме “Кромвель”. Исторический роман В.Гюго “Собор Парижской богоматери”: символика, система образов, историче-ские реалии. Проблематика и романтическая поэтика романа В.Гюго “Отверженные”.
Эволюция героя в романе А. де Мюссе “Исповедь сына века”. Жанрово-стилевые особенности драматургии А. де Мюссе (“Прихоти Марианны”, “Любовью не шутят”).
Творчество Жорж Санд. Социальные мотивы и психологизм в романе “Индиана”*.

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ
Зарождение американской национальной литературы. Своеобразие американского романтизма. Понятие фронтира. Творчество Ф.Купера (“Пионеры”, “Последний из могикан”).
Новеллистика В.Ирвинга (“Рип Ван Винкль”*, “Легенда о Сонной Лощине”*, “Жених-призрак”*, “Легенда о розе Альгамбры”).
Новеллистика Н.Готорна (“Седой заступник”, “Молодой Браун”, “Эндикотт и красный крест”, “Эготизм, или Змея в груди”, “Каменный человек”, “Дэвид Суон”, “Родинка”). Проблематика и по-этика романа Н.Готорна “Алая буква”.
Эстетические принципы Эдгара По и их воплощение в его поэзии (“Ворон”, “Аннабель Ли”, “Колокола и колокольчики”, “Улялюм”, “Эльдорадо”, “Линор”)*. “Черные” новеллы Э.По (“Падение дома Ашеров”, “Черный кот”, “Король Чума”, “Колодец и маятник”, “Вильям Вильсон”)*. “Логиче-ские” новеллы Э.По (“Убийство на улице Морг”, “Похищенное письмо”, “Золотой жук”)*.
Философские проблемы в романе Г.Мелвилла “Моби Дик”*.
Индейская тема в поэме Г.Лонгфелло “Песнь о Гайавате”*.

Произведения, названия которых не подчеркнуты,
читать не обязательно.

Примечание по источникам текстов
“Фрагменты” Шлегеля и Новалиса см. в кн. “Литературные манифесты западноевропейских роман-тиков” М., 1980 или в кн. “Зарубежная литература. Романтизм”. М., 1990
Тик, Новалис, Брентано – в сб. “Избранная проза немецких романтиков” в 2-х т. М., 1979
Тик, Брентано также в сб. “Жизнь льется через край” М., 1991; “ХХ веков немецкой литературы”. Т.2. М., 1994
Лирика и некоторые поэмы Блейка, Вордсворта, Колриджа, Байрона, Шелли, Китса, кроме отд. изда-ний, в сб. “Поэзия английского романтизма XIX века” М., 1975
Повесть Шатобриана “Рене” см. в сб. “Французская новелла XIX века”, т.1; “Атала” – в сб. “Француз-ская романтическая повесть”.

Примечание по организации курса
С весеннего семестра 2007 года вводится балльно-рейтинговая система оценки работы студентов. Ее смысл – в систематизации и упорядочивании работы студентов по дисциплине в течение семестра. Применительно к данному курсу она будет действовать следующим образом.
Баллы начисляются каждому студенту за ведение конспектов лекций (по одному за лекцию), за кон-трольные работы по программным текстам (4 работы по 5 вопросов, одна по каждому национальному варианту романтизма, максимум 25 баллов за каждую) и за итоговую зачетную работу (в случае, если необходимые для зачета 80 баллов не будут набраны по предыдущим видам работ).
Зачетные предварительные работы проводятся по понедельникам в 17 часов. Сдавать темы (немец-кий, английский, французский, американский романтизм) можно в любом порядке. Контрольные сроки сдачи: 12 марта, 2 и 30 апреля, 21 мая. За сдачу темы раньше контрольного срока результат увеличивается на 10% за каждую неделю; за сдачу позднее контрольного срока результат уменьшает-ся на 5% за каждую неделю. Каждую тему разрешается сдавать не более трех раз. При разнице ре-зультатов учитывается более высокий.
СТУДЕНТ, НАБРАВШИЙ К НАЧАЛУ СЕССИИ МЕНЕЕ 40 БАЛЛОВ, К ИТОГОВОЙ ЗАЧЕТНОЙ РАБОТЕ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

0

2

Его сдать вообще реально? О.о

0

3

Безникая написал(а):

Его сдать вообще реально? О.о

А почему нет? ;)

0

4

Безникая написал(а):

Его сдать вообще реально? О.о

реально... один из самых здравых преподов...
начитала книжек - кратенько пересказала и усе... у меня автомат был... (при том, что около 40% книжек из списка я прочитала уже после окончания универа... для собственного интереса)

0

5

Elefanta написал(а):

начитала книжек - кратенько пересказала и усе... у меня автомат был... (при том, что около 40% книжек из списка я прочитала уже после окончания универа... для собственного интереса)

у нас в конце семестра тест будт по 24 произведениям. О.о В основном имена запоминать нужно... это ж с ума сойти можно.

0

6

Сдадим...самое сложное-это русский, логика и медицина

0

7

Караваев написал(а):

самое сложное-это русский, логика и медицина

Кому что. Я за эти три предмета абсолютно не пережитваю. Ни капельки.

0

8

Ну лично я за второй курс не сдела Ни одного раза Чернышова!)) Помоему ето слишком... Он как-то такие вопросы спрашивает иногда в тестах...Прочитав столько кратких содержаний - какие-то мелочи в каком она была положении когда разговаривала с Марио(((

0

9

Infanta, кратких содержаний недостаточно. Нужно хоть что-то читать в оригинале.

0

10

Admin написал(а):

Нужно хоть что-то читать в оригинале.

ээээ???? читать в оригинале - это читать на языке автора... ИМХО - вполне достаточно полных версий произведений ))))
Инфанта, Вы многое потеряли, прочитав кастрированные изложения

+1

11

Elefanta, чтение на языке автора, я думаю, гарантированный автомат :D

0

12

))) ога... еще и в тесте на том же языке ответы написать )))

0

13

Новеллистика В.Ирвинга (“Рип Ван Винкль”*, “Легенда о Сонной Лощине”*, “Жених-призрак”*, “Легенда о розе Альгамбры”).
о Сонной лощине мона кин посмотреть (Джонни - красавчик))))
про Жениха-призрака есть классное переложение у Жуковского... летом перечитывала, кстати...
наши кино-производители - дурачье... под ногами буквально валяется столько материала для триллеров... эх...

0

14

Admin написал(а):

кратких содержаний недостаточно. Нужно хоть что-то читать в оригинале.

У меня дофига друзей, которые и так сдали... С краткими! Вопрос - зачем же читать то, что те не нра? А если нра, то..То что нра и читаешь в оригинале!)

0

15

Elefanta написал(а):

Вы многое потеряли, прочитав кастрированные изложения

Я не успеваю! У меня знаете какой был график...Трендец...И я по ночам работала))) С работы утром сразу же на пары, и высыпаться.... Невозможно просто... И что-то я читала в оригинале...Но только, то что нравилось!

0

16

Так сдала...))) Чот аж жалко, что он на третьем курсе не будет вести! )

0

17

на третьем и четвертом будет еще хлеще... ыыыыыыыы... Маркин... великий и ужасный....

0

18

Не угадали! Не Маркин! Оч такая миловидная женщина ведёт...Сейчас скажу...Как зовут... Ольга Наумовна Турышева.

0

19

а потом все одно будет Маркин... последние два семестра...

0

20

А что Маркин?Как он экзамены принимает??? Чо? У него совсем башню сорвало?)

0

21

Ребят, а у вас есть список литры на 3 курс?

0

22

Реализм?:)

0


Вы здесь » Факультет журналистики УрГУ » Как тебе учится? » Заруба - Чернышев